В научной литературе отмечается, что на современном этапе важным шагом к совершенствованию гражданского законодательства является установление границ государственного вмешательства в частную сферу, свобода экономического развития, добросовестная конкуренция в условиях свободного рынка. Ценностные ориентиры современности предполагают взаимоуважение интересов субъектов права, недопустимость произвольного или силового давления административных ресурсов на их интересы, равенство всех перед законом и судом, свободу выбора модели поведения, солидарность частных и публичных интересов. Применительно к вещному праву усиление императивного регулирования в некоторых сферах обостряет необходимость поиска баланса частных и публичных интересов при осуществлении права собственности [1, с. 3-4].
Вместе с тем, на международно-правовом уровне предусматриваются случаи изъятия иностранной собственности, которая может быть осуществлена в различных формах: национализация, экспроприация, конфискация, реквизиция и др. В литературе отмечается, что наиболее важными формами изъятия собственности являются экспроприация и национализация. Указывается и на то, что изъятие иностранной собственности на сегодняшний день представляет одну из главных проблем, как инвестиционного права, так и международного права в целом [2, с. 273-280].
Изъятие собственности иностранцев в порядке национализации, есть часть общей проблематики конфликта интересов частного иностранного владельца капитала, и государствареципиента. В доктрине международного права национализация (иногда именуемая так же, как экспроприация) рассматривается как бесспорная прерогатива суверенного государства. Речь идет о внутреннем мероприятии, которое осуществляет государство в пределах границ своего суверенитета и с которым мы должны согласиться, поскольку оно в равной степени применяется как к собственным гражданам, так и к иностранцам [2, с. 273-280].
Такое явление как национализация фигурирует во многих правовых системах. Однако важно помнить, что условия проведения национализации осуществляются посредством внутреннего права каждого конкретного государства, а не международным. Несмотря на то, что каждое государство устанавливает свои правила проведения национализации, можно отметить несколько общих черт:- общественный характер;
- возмездный характер при установлении государством размера компенсации;
- не имеет силу санкции, однако носит принудительный характер;
- осуществляется в отношении как физических, так и юридических лиц;
- проводится исключительно государственной властью;
- носит экстерриториальный характер [3, с. 292-294].
Обращаясь к международно-правовым особенностям развития национализации, как формы изъятия государством собственности, следует отметить, что вплоть до революций в России и Мексике в 1917 г. ведущие мировые державы признавали также и необходимость выплаты материальной компенсации со стороны экспроприирующего государства.
Несмотря на то, что общее международное право оставляет вопрос о происхождении данного обычая открытым, тем не менее, можно предположить, что он следует в русле общих принципов права. Так, еще в свое время Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. предусматривала, что, так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен еѐ иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17) [6, с. 6784].
Прямая экспроприация собственности, как правило, основывается на распорядительном акте власти в отношении собственника или группы собственников о переходе титула на имущество и соответственно самого имущество в государственную собственность. Примеры прямой национализации в практике государств во второй половине XX в. широко известны. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, Китае и на Кубе сопровождались широкомасштабной национализацией земли, а также средств производства, принадлежавших не только гражданам этих государств, но и иностранцам. Отдельные крупные предприятия были национализированы в разное время в Боливии, Бразилии, Аргентине, Перу, Гватемале и некоторых других латиноамериканских странах. На других континентах также встречаются примеры прямой экспроприации иностранной собственности. Правительство Индонезии экспроприировало собственность подданных Нидерландов в 1958-1959 гг., Иран национализировал Англо-иранскую нефтяную компанию в 1951 г., а египетские власти установили государственный контроль над компанией Суэцкого канала в 1956 г. [4, с. 75–79].
Следует отметить, что законы о национализации имеют экстерриториальное действие, т.е. они должны признаваться не только на территории принявшего их государства, но и за его пределами. Государство, которое осуществило национализацию, должно быть признано за границей собственником не только имущества, находившегося на его территории в момент национализации, но и национализированного имущества, которое находилось в момент национализации на территории другого государства [3, с. 292-294].
В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность в руки государства. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными [5].
На протяжении 60-70-х гг. прошлого века наиболее острые противоречия, особенно между странами Севера и Юга, возникали именно вокруг понятий «экспроприация» и «национализация». Противоречия, которые существовали между странами Севера и Юга на протяжении 60-70-х гг., приняли форму ожесточенных споров по поводу экспроприации и национализации. Все эти споры можно свести к одному вопросу: перехода права собственности (экспроприация, национализация, приватизация) [4, с. 75–79].
Относительно современного этапа развития, то в научной литературе отмечается, что проблема национализации часто возникает в международном праве в двух аспектах: прежде всего это вопрос, связанный с защитой прав иностранных граждан, имущество которых подлежит национализации в силу нормативного акта государства. Второй возникающий вопрос – это проблема действия законов о национализации, принятых одним государством, на территории другого государства, то есть экстерриториальное действие закона о национализации [2, с. 273-280].
Таким образом, современная доктрина международного права исходит из того, что, исходя из национальных законодательств многих стран, в них закреплены следующие главные дефиниции относительно изъятия собственности: экспроприация, национализация, конфискация, реквизиция. Все иные основания изъятия, так или иначе, подпадают под одно из вышеперечисленных понятий. В самом общем виде под национализацией понимается изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача в собственность государства.
При действии принципа экстерриториальности, законы о рассматриваемом феномене, признаются не только на территории государства, которое их приняло, но и за его пределами. Исходя из этого, каждое государство имеет право проводить национализацию иностранной собственности, руководствуясь собственными нуждами, что давно нашло признание в современной международно-правовой доктрине и судебной практике различных государств.
Автор: Хрычикова С.В.
Список литературы:
- Галкин, В. И. Соотношение частных и публичных интересов при осуществлении права собственности на недвижимое имущество: 12.00.03 / В. И. Галкин. М.: МГЮА, 2020. 205 с.
- Данельян, А. А. Национализация и другие формы принудительного изъятия иностранной собственности: международно-правовая характеристика / А. А. Данельян // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. № 4. С. 273-280.
- Зиннатуллин, А. Х. Применение за границей законов о национализации / А. Х. Зиннатуллин // Молодой ученый. 2022. № 2(397). С. 292-294.
- Иранпур, З. Ф. Эволюция законов о национализации / З. Ф. Иранпур // Вопросы российского и международного права. 2018. № 4. С. 75–79.
- Хартия экономических прав и обязанностей государств (Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года) // Конвенции и соглашения.
- Яковлева, Л. И. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года: история принятия, предпосылки, уроки / Л. И. Яковлева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. № 3. С. 67-84.