При возникновении, изменении, прекращении права собственности и осуществлении правомочий собственника имущества важную роль приобретает поддержание правопорядка, беспрепятственный гражданский оборот, свободное перемещение экономических ресурсов в условиях рыночных отношений, обеспеченность адекватным гражданско-правовым регулированием, создающим условия для достижения оптимального согласования частных и публичных интересов [3, с. 2-3].
Положения Конституции РФ предусматривают, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения [1, ст. 35]. На международно-правовом уровне не содержится норм, запрещающих суверенным государствам изымать частную собственность иностранных лиц, но лишь при условии, что изъятие будет осуществлено в целях общественной пользы и не будет носить дискриминационного характера. Так, предусматривается, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность в руки государства.
Государство должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными [2]. Действия государства по изъятию иностранной собственности могут быть осуществлены в различных формах: национализация, экспроприация, конфискация, реквизиция и др. Международное право не содержит четких определений этих понятий. Однако в научной литературе они различаются.
- Национализация, как правило, предполагает широкомасштабное изъятие собственности в целях установления государственного экономического регулирования над экономикой в целом или в отдельных еѐ секторах. При этом национализация может проходить как с выплатой компенсации, так и без таковой.
- Экспроприация – это законное действие национальных властей государства по изъятию собственности или лишению частных прав на обладание еѐ, осуществляемое в целях общественного интереса, на недискриминационной основе и с выплатой материальной компенсации. Экспроприация может выражаться и в форме государственного вмешательства во владение, пользование и распоряжение собственностью вопреки желанию собственника.
- Под конфискацией обычно понимается избирательное изъятие собственности без каких-либо правовых оснований для достижения определенных волюнтаристских целей правящей верхушки государства. Такой способ лишения собственности типичен для диктаторских и олигархических режимов.
- Реквизиция представляет собой возмездное изъятие имущества у собственника в случае эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных национальным законодательством. Право собственности на реквизированное имущество переходит к государству, но это право обременено правом требования со стороны бывшего собственника о возврате этого имущества по окончании действия оснований реквизиции [4, с. 273-280].
Вместе с тем, в специальном материале, подготовленном Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), обозначены следующие виды изъятий:
- прямая национализация – полное принудительное изъятие собственности иностранного инвестора в ходе осуществления инвестиционной деятельности на территории чужого государства, как правило, по политическим соображениям (эти меры могут сопровождаться установлением окончательного государственного контроля над экономикой страны и включают захват всех средств производства, находящихся в частной собственности);
- прямая национализация отрасли промышленности – государство стремится реорганизовать определенную часть изъятых частных предприятий в отрасли и установить на нее государственную монополию;
- изъятие государством земли в значительных масштабах – форма изъятия государством иностранной собственности, которая наносит неоценимый ущерб иностранному инвестору, поскольку иностранная инвестиционная деятельность напрямую зависит от конкретной земельной территории;
- изъятие в специальных целях – зарубежная фирма, господствующая на рынке или в отдельной отрасли производства, или на отдельном участке земли, необходимом, например, для строительства дорог и коммуникаций, является целью национализации;
- ползучая или скрытая национализация – последовательное ущемление прав иностранного инвестора (насильственное отчуждение акций, вмешательство в право управления, назначение внешнего управляющего, дополнительное налогообложение или отмену ранее предоставленных налоговых и таможенных льгот, отказ в доступе к местной рабочей силе и местным материалам);
- овладение контрольным пакетом акций иностранной компании – изъятие тесно связанных вспомогательных прав, вытекающих из патента и контрольного пакета, которые не были предметом прямой национализации [67, с. 41-49].
Современные международные инвестиционные соглашения стали распространять конвенционную защиту и на права собственности акционеров. Вопрос компенсации за изымаемую собственность носит наиболее спорный характер.
Страны, преимущественно экспортирующие капитал, в частности США, непоколебимо стоят на позиции формулы «быстрой, адекватной и эффективной компенсации» в случае национализации собственности иностранного инвестора. В данном случае имеется в виду выплата компенсации реальной (рыночной) стоимости изъятой собственности. Развивающиеся страны коллективно выработали иной подход к решению этой проблемы. На взгляд данной категории стран, иностранный инвестор в случае национализации его собственности вправе рассчитывать на получение «надлежащей компенсации».
Согласно такой концепции государство при определении размера компенсации вправе принимать в расчет ряд факторов, к числу которых относятся полученная иностранным инвестором прибыль от деятельности на территории государства, период времени, в течение которого извлекалась прибыль, а также некоторые другие факторы, влияющие на определение размера компенсации. Среди развивающихся стран популярной является точка зрения, что юрисдикционные органы государства, принимающего инвестиции, должны в последней инстанции определять размер денежной компенсации [4, с. 18-23].
Таким образом, изъятие иностранной собственности представляет собой меру, лишающей собственника его основных прав на собственность в пользу публичной власти, каковы бы ни были формы этого изъятия и независимо от того, соответствует или не соответствует оно, в конечном счете, международному праву. Однако внутри этой категории мер по изъятию собственности существует несколько специфических форм: национализация, экспроприация, конфискация, реквизиция и др. Согласно доктрине международного права данные формы и подобные им меры изъятия иностранной собственности не являются нарушением международного права, но при условии, что указанные принудительные виды изъятия не должны носить дискриминационного характера, осуществляются на благо общества, и при этом частному собственнику выплачивается быстрая, эффективная и адекватная компенсация.
Принудительное изъятие иностранной собственности приобретает также скрытые или «ползучие» формы, которые таят не меньшую опасность, чем прямая национализация. В условиях низкого инвестиционного рейтинга России особое значение приобретает создание эффективного механизма защиты иностранных инвестиций, гарантирующего неприкосновенность иностранной частной собственности.
Вместе с тем, изъятие иностранной собственности на сегодняшний день представляет одну из главных проблем, как инвестиционного права, так и международного права в целом, включая вопросы компенсации за изымаемую собственность, которые носят наиболее спорный характер.
Автор:Хрычикова С.В.
Список используемой литературы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237; Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.
- Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 года) // Конвенции и соглашения.
- Галкин, В. И. Соотношение частных и публичных интересов при осуществлении права собственности на недвижимое имущество: дис. ... к.ю.н: 12.00.03 / В. И. Галкин. М.: МГЮА, 2020. 205 с.
- Данельян, А. А. Национализация и другие формы принудительного изъятия иностранной собственности: международно-правовая характеристика // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. № 4. С. 273280.
- Мэггс, П. Ключевые аспекты правового регулирования в США в области передачи прав на выморочные акции / П. Мэггс // Правовой энергетический форум. 2022. № 1. С. 18-23.
- Фархутдинов, И. З. Принудительное изъятие иностранной собственности и его правовые последствия / И. З. Фархутдинов // Имущественные отношения в РФ. 2003. №6. С. 41-49.